F-35 окончательно перестал быть истребителем 5-го поколения (4 фото)
Как правильно кинуть партнеров по опасному бизнесу.
Программы истребителей 5-го поколения F-22 и F-35 стали для США и их партнеров по НАТО самыми затратными программами в авиации в истории блока.
Мало того, что были потрачены астрономические суммы на разработку новых истребителей, так ещё их разработка и поставка в войска неоднократно затягивалась и срывалась.
В результате, оба истребителя вышли по цене феноменально дорогими (стоимость сухого F-22 в золоте оказалась НИЖЕ, чем его финальная цена для заказчика), а F-35, будучи изначально фронтовым истребителем, стоит дешевле своего собрата, но при этом настолько же неприлично дорого (за цену 1-й американской "Молнии" можно приобрести, к примеру, 4 истребителя Су-35 поколения 4++).
Что F-35, что F-22 стали просто головной болью для покупателей. За эти годы список критических недостатков этих машин пополнился такими дефектами, как сбои в системе кислородного снабжения пилота, повышенный износ фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения, постоянные дефекты СУО и электроники машин в целом.
И фирма-изготовитель Lockhid-Martin снова и снова вносила бесконечные исправления, модернизации, обновления и то и дело восстанавливала дефекты на серийных строевых машинах, всё время повышая стоимость конечного экземпляра для заказчиков.
Из изначально 15 стран-заказчиков (многие из которых, кроме всего прочего, принимали участие и в проектировании и изготовлении некоторых частей машины) в конечном итоге осталось 11. Причем, две из них, ещё не получившие ни одного экземпляра (Дания и Турция), скорее всего, откажутся от контрактов. Турция неоднократно обвиняла США в завышении стоимости истребителя, отсутствии интереса к реализации контракта на паритетной основе и низком качестве первых 4-х бортов, поставленных в качестве учебных машин.
Но сегодня, кажется, в этой длительной истории позора поставлена если не точка, то жирнючая запятая.
На протяжении совершенствования боевой реактивной авиации, были приняты стандарты поколений машин. Чтобы было ясно - истребитель 3-го поколения, при равных условиях подготовки экипажа, не может выиграть бой у истребителя 4-го поколения, 4-го поколения - у 5-го и т.д. Ну в самом деле, если от поколения к поколению практически все основные характеристики истребителей совершают революционные скачки на новый уровень, то в равных условиях истребитель следующего поколения "глазастее", менее заметен, более быстр и зубаст, чем его предшественник.
Это в теории.
На практике же, ни одна страна мира уже не может позволить себе таких скачков между поколениями - слишком усложнились требования к новым поколениям, слишком много новых неизведанных вершин нужно взять конструкторам и производственникам, чтобы достичь требуемых характеристик.
Потому, в реальности, переход от чисто 4-го поколения на 5-е затягивается уже лет на 40-50. И все крупнейшие производители реактивной истребительной авиации имеют в своих портфелях некоторое количество "переходных" моделей, поколений 4+, 4++ и даже 4+++
Если отбросить в сторону нюансы, то на данный момент времени есть всего лишь 3 характеристики, которые делают истребитель настоящей "5й" - это стелс-технологии, сверхзвуковой полёт без ограничения времени и наличие бортовой боевой информационной системы, позволяющей вести бой в любых условиях с любого угла атаки.
Последнее требование также означает, что "5-ка" должна обладать сверхманевренностью на любых скоростях.
Американцы с последним пунктом поступили проще - не в силах разработать необходимый двигатель с ИВТ, который обеспечил бы сверхманевренность новых истребителей на любых скоростях, они просто... исключили этот пункт из стандартов 5-го поколения. На справедливые замечания, что в таком случае в ближнем бою их истребители будут существенно уступать не только перспективным российским и китайским "5"-кам, но даже некоторым истребителям России 4++, Пентагон ответил, что до ближнего боя противник просто не долетит и будет сбит ракетами среднего действия. К чему тогда пушечное вооружение на этих машинах? Непонятно...
Но сегодня выяснилось, что Пентагон присвоил окончательный статус "эксплуатировать в таком виде" самой большой проблеме F-35к - "повышенный износ хвостового оперения на сверхзвуке", и запретил постоянный полёт на нём более 80 секунд на 1.2 М и более 40 секунд на 1.3 М.
Засим, можно совершенно спокойно списывать F-35 в самолёты поколения 4++, поскольку остальные "5-е" характеристики никакого преимущества перед аналогами не дают. Поставка на вооружение систем ПВО С-400 поставила крест на возможностях стеллс-технологий этих машин на любых высотах (С-300 их тоже видели, но были проблемы с сопровождением цели на сверхмалой высоте на сверхзвуке), а последнее преимущество F-35 в плане 5-го поколения - продвинутая информационная система управления боем - эффективна только при массовом применении этих истребителей и не дает никаких преимуществ при столкновении 1 на 1.
Разумеется, Пентагон не намерен сворачивать производство оскандалившейся машины и намерен твердо выполнить свои планы по принятию на вооружение 1760 таких машин, которые, в перспективе, должны заменить сразу несколько разнотипных истребителей, находящихся в данный момент времени на вооружении армии, нацгвардии и флота США. Зачем отменять? Триллионы долларов США будут потрачены в любом случае.
Кидалово своих партнеров по НАТО? Которые вместо полноценной "5-ки" получили те же самые яйца в профиль, на за 4х кратную сумму? А когда шерифа волновали проблемы индейцев?
В конце-концов, уже сейчас обещано, что все недостатки железа истребителей этой серии будут вскорости устранены... разработкой нового ракетного вооружения этих дорогих игрушек. Ну, в самом деле, если Пентагон обещает новые ракеты, с которыми даже в зону потенциального действия ПВО и машин противника входить не придется...
Только непонятно, зачем тогда в принципе нужны истребители "5-го" условно поколения, если эти же ракеты можно будет прицепить на старые 4-ки? И ещё вопрос - цена таких поделок ожидается опять же близкой к золоту по своему весу. Много такими боеприпасами настреляешь?