Коньяк: что нужно знать, как делают, классификация + самая полная история напитка
Коньяк – это разновидность бренди, названная в честь города Коньяк, Франция. Его производят в близлежащем винодельческом регионе Charente и Charente-Maritime.
Производство и регион коньяка контролируется согласно специальным законодательным актам Франции.
Наиболее популярный сорт винограда для производства коньяка – Уни Блан, известный также как Сент-Эмильон и Треббиано.
Настоящий коньяк должен быть дважды дистиллирован в медных кубках и выдержан не менее двух лет в бочках из французского дуба из Лимузена или Тронсе.
Все, что нужно знать о коньяке
Белое вино, используемое при изготовлении коньяка, очень сухое, кислое и жидкое. Именно такое вино лучше всего подходит для дистилляции и последующего «старения» в бочках.
Очевидно, что под эти требования подойдет лишь определенный список сортовых виноградов.
Например, для того, чтобы напиток получил маркировку Крю, вино должно содержать не менее 90% винограда Уни Блан, или Пикпуль, или Коломбар, остальные 10% используемого винограда могут быть: Folignan, Jurançon blanc, Meslier St-François (Blanc Ramé), Sélect, Montils, или Sémillon.
Коньяки, которые не получили маркировки Крю, более свободны в разрешенных сортах винограда; требуется не менее 90% Коломбар, Фоль Бланш, Журансон Блан, Месье Сен-Франсуа, Монтиль, Семильон или Уни Блан, и до 10% Фолиньян или Sélect.
Брожение и перегонка коньяка
После отжима винограда сок оставляют для брожения на 2-3 недели, а местные дикие дрожжи превращают сахар в алкоголь. Недопустимо добавление сахара и серы на этом этапе. После того, как дрожжи сделают свое дело, полученное вино будет содержать около 7-8% алкоголя.
Дистилляция происходит в медных аламбических кубах традиционной формы Charentais, конструкция и размеры которых также контролируются законом. В результате двойной дистилляции получается бесцветный спирт, содержащий около 70% алкоголя.
Выдержка коньяка
Как только дистилляция завершена, спирт отправляют выдерживаться в бочках из лимузенского дуба на срок не менее двух лет.
Когда коньяк взаимодействует с дубовой бочкой и воздухом, он испаряется со скоростью около 3% каждый год, медленно теряя и спирт, и воду. Это явление локально называется «la part des anges» или «доля ангелов».
Поскольку спирт испаряется быстрее, чем вода, концентрация алкоголя падает со временем примерно до 40% (с начальных 70%).
Затем коньяк переносится в большие стеклянные бутыли, называемые бонбонами, и хранится для последующего смешивания.
Дубовые бочки перестают вносить свой вклад в аромат напитка уже через четыре-пять десятилетий, поэтому более длительные периоды старения могут быть просто бессмысленными и невыгодными.
Купажирование коньяка
Возраст коньяка рассчитывается как возраст самого молодого компонента, используемого в купаже.
Купаж, как правило, разных возрастов и из разных локальных областей. Смешивание разных коньяков крайне важная процедура для получения сложных ароматов, отсутствующих на одной винокурне или винограднике.
В каждом коньячном доме есть мастер-дегустатор (maître de chai), который отвечает за смешивание спиртных напитков, поэтому коньяк, произведенный компанией, будет иметь последовательный стиль и качество дома.
В этом смысле процесс смешивания чем-то похож на виски.
Очень небольшое количество производителей, таких как Guillon Painturaud и Moyet, не смешивают свой конечный продукт с разным возрастом eaux de vie, поэтому производят «более чистый» аромат (практика, примерно эквивалентная производству односолодового шотландского виски).
Сотни других более мелких частных виноградников в регионе Коньяк AOC продают свой собственный коньяк. Они также смешаны с другими спиртами разных лет, но эти коньяки имеют слегка меняющиеся от года к году вкус, поэтому им не хватает предсказуемости более известных коммерческих брендов.
В зависимости от своего успеха в маркетинге, мелкие производители могут продавать большую или меньшую долю своего продукта отдельным покупателям, торговцам вином, барам и ресторанам, а остальная часть приобретается более крупными коньячными домами для смешивания.
Классификация французского коньяка
По данным Bureau National Interprofessionnel du Cognac (BNIC) официальными качественными сортами коньяка являются:
- V.S. (Very Specia) или ✯✯✯ (три звезды) – обозначает смесь, в которой самый молодой бренди хранился в бочке не менее двух лет.
- V.S.O.P. (Very Superior Old Pale) или Reserve – обозначает смесь, в которой самый молодой бренди хранился в бочке не менее четырех лет.
- Napoléon – обозначает смесь, в которой самый молодой бренди хранился не менее 6 лет.
- XO (Extra Old) – обозначает смесь, в которой самый молодой бренди хранился не менее 10 лет.
- Hors d'âge (Beyond Age) - это обозначение, которое, по словам BNIC, равно XO, но на практике этот термин используется производителями для сбыта высококачественного продукта за пределами официальной возрастной шкалы.
Коньяк также классифицируется по Крю – строго определенным географическим наименованиям, где выращивается виноград. Их уникальные показатели почвы и микроклимата создают особые свойства, характерные для конкретного местоположения.
- Grande Champagne (13 766 га) – почвы в Гранд Шампань и Петит Шампань характеризуются как мелкая глина-известняк поверх известняка и мела.
- Petite Champagne (16 171 га) – имеют характеристики, аналогичные характеристикам Grande Champagne. Коньяки, изготовленные из смеси Grande и Petite Champagn eaux de vie (по крайней мере, с 50% Grande Champagne), могут продаваться как «Fine Champagne».
- Borderies (4 160 га) – самый маленький Крю. Почва этой деноминации содержит глину и кремневые камни, образовавшиеся в результате разложения известняка.
- Fins Bois (34 265 га) – тяжелее и быстрее стареет eaux de vie, идеально подходит для создания базы некоторых смешанных коньяков. Почвы здесь преимущественно красные глинисто-известняковые и очень каменистые или тяжелые глинистые почвы.
- Bons Bois и Bois Ordinaires (вместе 19 979 га) – более бедная почва под влиянием морского климата.
- Bois à terroirs – представляет собой песчаные почвы, охватывающие прибрежные районы и некоторые долины.
История коньяка
История коньяка фактически начинается в третьем веке. Регион и напиток коньяк имеет долгую историю и включает в себя всевозможные нации, купцов, королей и аристократов, природные катастрофы, войны и холодные зимы. Несмотря на все это, продукт становился все лучше и лучше, столетие за столетием.
III век: Римский император Марк Аврелий Пробус предоставляет галльским жителям право владеть виноградниками и производить вино.
XII век: Гийом X, герцог Гайенский и Пуатье, приказывают посадить виноградники в регионе Пуату-Шаранта.
1204: Первые торговцы из Ля-Рошель приезжают в Англию, чтобы продать вино.
1270: Соль и вино из региона Сентонж продаются в Гамбурге (Хансе).
1337: С началом 100-летней войны между Англией и Францией вино из региона Шаранта экспортируется в Великобританию.
1411: Впервые «бренди» перегоняется в районе Арманьяк. Потребители в основном фермеры.
1494: Франсуа I (позже ставший королем Франции) родился в Коньяке. Спустя годы Франсуа позволит региону Коньяк торговать солью, используя местные реки, такие как река Шаранта.
XVI век: Голландские купцы покупают вино в районе Шампань и Бордери и отправляют его в Нидерланды. Вскоре им пришлось осознать, что вино портится при транспортировке, поэтому голландцы начали перегонять вино и называть его Brandwijn. Доставив груз в Нидерланды, напиток разбавляли водой и продавали местному населению.
1549: Первый коньяк появляется в одноименном регионе: историк Андре Кастелот сообщает о торговце из Ля-Рошели, который произвел четыре бочки хорошего коньяка.
1559: Виноградники региона Аунис производят слишком много вина, однако спрос намного ниже. Голландцы уже используют вино в своих винокурнях, поэтому избыточное количество вина Aunis перегоняется. Слово Brandwijn приводит к слову Бренди.
1624: Два голландца, Ван Дер Бугверт и Лу Дейик, нашли винокурню в Тонне.
1636: Произошел бунт из-за высоких налогов на вино. Как следствие, фермеры не смогли продать свое вино.
XVII век: Винные торговцы используют «двойную дистилляцию»: теперь спирт перегоняется дважды. Первоначально процесс двойной дистилляции был осуществлен из-за более низких транспортных расходов, поскольку он приводил к меньшему количеству и объему. Это означало больше места на кораблях.
В 17 веке коньяк уже перевозили в дубовых бочках. Именно тогда торговцы узнали, что вкус напитка изменяется при хранении в бочках.
1638: Льюис Робертс упоминает вино под названием Rotchell или Cogniacke.
1643: Philippe Augier основывает коньяк Augier; через 15 лет компания превращается в Augier Frères.
1678: «Коньяк Бренди» впервые упоминается в лондонской газете.
18 век: Основаны первые торговые дома. Они приобретают разный спирт, чтобы перепродать их покупателям в Северной Европе, Нидерландах и Англии.
1709: Виноградники Сентонжа разрушены очень холодной зимой.
1715: Жан Мартель основывает компанию Martell.
1724: Пол-Эмили Реми Мартин и его отец Жан Ги основывают марку Реми Мартин.
05.06.1731: Людовик XV запрещает посадку виноградников без официального разрешения.
1762: Джеймс Деламейн становится партнером Ransom & Delamain в Ярнаке.
1765: Джеймс Хеннесси, бывший офицер армии при Людовике XV, основывает бренд Хеннесси.
1779: В настоящее время в центре города Коньяк находятся десять торговых домов.
1783: Срок выдержки коньяка в дубовых бочках растет.
1794: Hennessy экспортируют в Северную Америку, Нью-Йорк.
1795: Джеймс Хеннесси женится на Марте Мартель; Барон Жан-Батист Антуан Отард и Жан Дюпю основали марку Отард.
19 век: Коньяк больше не продается в бочках, теперь используется тара из стекла. Это приводит к рождению совершенно новой отрасли: бутылки, пробки.
1817: Появление классификации V.O.P. и V.S.O.P.
1819: Новая марка коньяка Бисквит, основанная Александром Бисквитом.
1824: Анри Деламен и его двоюродный брат Поль Роул основывают Коньяк Роулет и Деламен в Ярнаке.
1835: Феликс Курвуазье и Луи Галлуа основали коньяк Курвуазье в Ярнаке.
1848: Поэт Альфред де Виньи производит свой собственный коньяк в La Maine Giraud.
1849: Martell впервые использует этикетки на бутылках коньяка.
1850: Коньяк экспортируется в Австралию.
1854: На картах региона Коньяк появляются четыре зоны: Grande Champagne, Petite Champagne, Premier Bois и Deuxième Bois.
1856: Hennessy начинает маркировать бутылки.
1858: Основание марки A.E. Dor в Ярнаке.
1861: Martell продает свой коньяк в Шанхае, Китай.
1863: Коньяк Camus основан Жан-Батистом Камю.
1864: Hennessy регистрирует свое имя и известную сейчас торговую марку «топор в руке».
1865: Огюст Хеннесси впервые использует звезды для маркировки своих коньяков.
1870: На картах винодельческого региона Коньяк добавляются зоны Фин-Буа и Бон-Буа.
Конец 19-го века: коньяк экспортируется в Бомбей, Индия. Случается винодельческая катастрофа: 280 000 гектаров виноградников снижаются до 40 000 гектаров.
1876: Курвуазье маркирует свои бутылки.
1877: В районе Коньяк зафиксирован рост виноградников (около 300 000 гектаров).
1889: Коньяк Фрапин и Коньяк Курвуазье получают золотые медали на выставке в Париже.
1890: Hennessy становится лидером мирового рынка по производству коньяка.
20-й век: виноградные лозы импортируются из Северной Америки, Уни Блан заменяет Фоль Бланш и Коломбар. Производство коньяка стало более ограниченным и контролируемым.
1909: Шесть коньячных зон определены законом и охраняются.
1923: Коньячные бренды Hennessy и Martell начинают обмениваться информацией об экспортных рынках. Соглашение о знании длится 29 лет.
1927: Слова «Fine Champagne» появляются на бутылках Реми Мартин V.S.O.P.
1930: Коктейли с коньяком становятся популярными.
1934: Курвуазье использует историческую личность Наполеона для продажи своего коньяка.
1936: Новые правила производства коньяка: вино для дистилляции должно производиться из белого винограда. Добавление сахара строго запрещено.
1946: Основано бюро National Interprofessionnel du Cognac (BNIC).
1964: Канадская группа Hiriam-Walker приобретает Courvoisier.
1967: Pernod Ricard приобретает коньячный дом Бисквит.
1971: Hennessy, Moet-Chandon и Хайн приобретается компанией The Distillers Limited Company.
1986: Allied Domecq покупает Курвуазье.
1987: Основание Louis Vuitton Moet Hennessy (LVMH).
1988: Seagram приобретает коньяк Martell.
1990-е: Busta Rhymes выпускает свою песню «Pass the Courvoisier», которая приводит к резкому увеличению продаж коньяка в США.
1995 - 2000: Рынок США становится все более и более важным для коньячной индустрии: рэпперы и хип-хоп музыканты делают напиток чрезвычайно популярным в США.
2000: Расцвет фейковых коньяков по всему миру, начиная от откровенных суррогатов, заканчивая вполне сносными бренди.
2001: Seagram (Martell) приобретен Pernod Ricard и Diageo; Hennessy побил рекорд продаж, продав 35 миллионов бутылок по всему миру.
2005: Moet Hennessy выигрывает судебный процесс в Китае над фейковым брендом Hanlissy-Cognac.
2008: LVMH приобрела 55% акций одного из ведущих китайских производителей Wenjun Distillery.
2010: Китай становится крупнейшим рынком для Hennessy.
2011: Moet Hennessy объявил о создании своего первого виноградника в Китае в партнерстве с Ningxia Nongken (государственной сельскохозяйственной компанией).
– 2024 – сегодня: Коньяк является одним из главных продуктов Франции: 98% производимого коньяка экспортируется. Азия и США – самые большие и важные рынки сбыта коньяка.